Смольный Собор

Санкт-Петербург

Ансамбль Смольного монастыря – один из красивейших памятников Петербурга, одна из главных достопримечательностей наряду с Исаакиевским собором, собром Воскресения Христова (Спасом- на-Крови), Казанским и Петропавловским соборами.

Основан в 1748 году, освящен в 1835 году. Пятый по высоте православный храм в мире. Высота собора достигает 94 м. В звоннице собора находится самая высокая смотровая площадка Санкт- Петербурга – ее высота составляет 50 метров.

Смольный собор – яркий пример уникального, редкого штукатурного барокко, аналогов петербургскому штукатурному барокко в мире практически нет. Ансамбль Смольного монастыря с колокольней – доказанный замысел императрицы Елизаветы Петровны и архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

Входная группа

Музейное пространство при главном входе в Смольный собор, повествующее об истории создания собора, открылось 25 января 2022 года. Входная группа представляет собой полукруглую нишу с экспозицией копий редких гравюр с чертежами и рисунками Смольного собора и колокольни, предоставленных Музеем Академии художеств, макетом Смольного собора, подсветкой всей группы, медиаэкранами для демонстрации видеороликов. Также изготовлены и установлены церковная лавка и стойки информации.

11 апреля 2022 года в соборе был установлен макет ансамбля Смольного монастыря с колокольней, точная копия оригинального макета Растрелли, хранящегося в Академии художеств имени Репина. Габариты макета – 3,5 х 3,5 х 2,7 метров, масштаб – 1:300, количество деталей – 5000.

В начале 2023 года завершено оформление входной группы Смольного собора. Изготовлены и установлены элементы мебели входной группы: ресепшн охраны, сувенирная и экскурсионная стойки.

Иконостас

В Смольном соборе по сей день стоит временный иконостас. Иконостас Смольного собора был разобран в 1972 году и позднее полностью утрачен. Эксперты КГИОП и ученые СПбГУ собрали ряд редких архивных документов, а также нашли аналоги иконостаса в Царском селе. Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер при создании иконостаса для Смольного собора Растрелли. Были найдены и редкие чертежи и изображения самого иконостаса, которые помогли воссоздать проект.

Третий и последний иконостас работы Максимилиана Месмахера, известного архитектора, был установлен в Смольном соборе в 1875 году. Иконостас был интерпретацией шедевров мировой живописи. Русские мастера подражали Брюллову, Басину, Тициану, Рафаэлю Санти. Иконостас высотой 22,5 метра включал в себя и солею из хрусталя.

Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры помогает Смольному собору воссоздать иконостас - закончен монтаж металлического профиля каркаса всего иконостаса Смольного собора, включая Царские врата, Северный и Южный приделы, а также киоты, выполняется написание икон центральной части иконостаса, срок окончания работ – конец 2024 года.

Музей «Собрание ангелов»

Петербург – город, охраняемый ангелами. Традиционно здесь ангелы считаются хранителями города, хранителями памяти. Здесь они венчают колонны, спускаются с крыш, украшают барельефы. По городу насчитывается более 3000 ангелов. У каждого ангела в городе существует своя история и свои неповторимые черты. Создаваемый Смольным собором совместно с Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры, первый в России музей «Собрание Ангелов» – самый загадочный и самый «возвышенный» музей в городе. Он будет организован под куполом Смольного собора, на высоте 50 метров.

В музее будут собраны копии скульптур, барельефов и изображения ангелов Петербурга, России и мира, здесь будут «жить» одновременно около 50 ангелов. Скульптуры будут стоять на постаментах, на полу, в сводах, а также будут подвешены на тонких лесках для ощущения их полёта в пространстве, размещены на барельефах. Музей предполагает наличие мультимедийных видео-панорам, мультимедийную «карту ангелов», особый тип подсветки и звуковое сопровождение (классическая музыка, стихи про ангелов, истории и легенды). В Музее будет рассказана история каждого представленного ангела, а на действующей смотровой площадке Смольного собора некоторых из них можно будет увидеть в бинокль. Все самые важные ангелы России и мира соберутся под одной крышей в Санкт-Петербурге.

Планируемый срок открытия – 2024 год.

Федоровская икона Божией Матери

В качестве почитаемой иконы для Смольного собора выполнен точный список Чудотворной Федоровской иконы Божией Матери в драгоценной ризе.

Федоровская икона, «Елеуса», умиление – икона, авторство которой приписывают евангелисту Луке. Самые ранние упоминания о святыне относятся к XII веку. Считается, что этот лик спас Кострому от нашествия татар. На оборотной стороне образа, по преданию, написан лик святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей невест и свадеб. Именно этим святым ликом Михаил Федорович Романов, первый из династии Романовых, был благословлен матерью, инокиней Марфой, на царствование. С XVII века икона стала считаться достоянием царской семьи, фамильной иконой. Именно в честь этой иконы русским царицам зарубежного происхождения при крещении давалось отчество Федоровна. С иконы появилось множество списков, но оригинал хранился в Костроме. В XIX веке чудотворная икона была украшена драгоценными камнями – бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами, жемчугом. В конце столетия для святыни был создан золотой оклад весом 10 кг. Верующие считали, что оригинал чудотворной иконы на протяжении многих веков сохранялся в хорошем состоянии, но незадолго до потери царской власти династии Романовых начал темнеть. Федоровская икона почитается как покровительница молодых, невест, семейного благополучия.

Создан точный список чудотворной иконы в драгоценном окладе и ризе, изготовлен резной киот с двумя лестницами, принесение иконы в Смольный собор состоялось в конце октября 2022 года.